Одним странам не повезло с размерами, другим с климатом. Но есть страны, которым не повезло больше всего — у них нет выхода к морю. Это действительно очень печальный факт. Из 195 стран, у 151 есть выход к морю. А вот еще
- Австрия
- Азербайджан
- Андорра
- Армения
- Афганистан
- Белоруссия
- Боливия
- Ботсвана
- Буркина-Фасо
- Бурунди
- Бутан
- Ватикан
- Венгрия
- Замбия
- Зимбабве
- Казахстан
- Киргизия
- Лаос
- Лесото
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Македония
- Малави
- Мали
- Молдавия
- Монголия
- Непал
- Нигер
- Парагвай
- Руанда
- Сан-Марино
- Эсватини
- Сербия
- Словакия
- Таджикистан
- Туркмения
- Уганда
- Узбекистан
- ЦАР
- Чад
- Чехия
- Швейцария
- Эфиопия
- Южный Судан
Еще в древние времена отмечали важное значение для развития государства выход к морю и, соответственно, к торговым путям. С течением времени развитие наземного транспорта и связи сократили преимущества прибрежных стран по сравнению со странами, не имеющими выхода к морю. Однако морские перевозки по-прежнему играют центральную роль в мировой торговле, и в связи с этим отсутствие выхода к морю создаёт определённые проблемы. В частности, у соседних стран могут быть экономические или военные причины для того, чтобы заблокировать выход к морю или транзит через свою территорию.
Эфиопия, в которой проживает 93,8 млн жителей, является крупнейшим по населению из государств, не имеющих выхода к Мировому океану. Также более 30 миллионов жителей проживают в Уганде (34,7 млн), Узбекистане (31,1 млн) и Непале (30,4 млн).
Крупнейшим по площади из государств, не граничащих с Мировым океаном, является Казахстан (2 724 900 км²); территорию больше миллиона км² имеют также Монголия (1 566 500 км²), Чад (1 284 000 км²), Нигер (1 276 000 км²), Мали (1 240 000 км²), Эфиопия (1 104 300 км²), Боливия (1 098 581 км²).
Не имеют границ с Мировым океаном большинство (9 из 15) государств, образовавшихся после распада СССР. При этом государства, имеющие выход к Каспийскому морю (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан), могут получить доступ водным путём к Чёрному, Балтийскому и Белому морям через Единую глубоководную транспортную систему России (ЕГТС) на основании международных договоров. В настоящее время тоннаж судов, пропускаемых через ЕГТС, составляет до 10 тысяч тонн, что позволяет этим государствам использовать не только суда класса «река-море», но и полноценные морские суда.
Молдова, не имея выхода в Мировой океан, реализовывает проект по выходу в Черное море по реке Дунай, которая протекает между двумя странами: Украиной и Румынией. Для этого Молдова ведет строительство нефтетерминала и порта в районе Джурджулешт, но так как строительство ведется частично на Украинской территории, между Молдовой и Украиной был подписан договор, по которому Украина передает земли Молдовии в районе Джурджулешт, а Молдовия, в свою очередь отдает Украине часть своей земли в районе села Паланка.
Также интересен тот факт, что Босния и Герцеговина, Ирак, Иордания, Демократическая республика Конго имеют выход в море, но береговая линия ничтожно мала, по сравнению со всей площадью страны и составляет от 7 до 30 км.
На карте это выглятит так:
— страны, имеющие выход к морю | — страны, НЕ имеющие выхода к морю | — страны, не имеющие прямой выход в мировой океан, но через Единую глубоководную транспортную систему России (ЕГТС) способны выходить в Чёрное, Балтийское и Белое моря. |